Приложение к ООП СОО
на 2023-2024 учебный год
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42 с. Сандата
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/Елисеева Н.В../
Протокол № 1
от « 30 » августа 2023
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_________/ И.Н. Клец /
от «30» августа 2023
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 42
с.Сандата
____________ /Е.Н.Фоменко/
Приказ № 191
от «30» августа 2023
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметная область
Предмет (учебный модуль, курс)
Родной русский язык и литература
Родная литература (русская)
Класс
11
Учебный год
Учитель (коллектив учителей):
2023-2024
Елисеева Наталья Викторовна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2023
с.Сандата
2023 г
Работа организована по рабочей программе « Русская родная литература» для обучающихся 11 класса, составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г). Федеральный закон от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Закон Российской Федерации от 25
октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); учебный план на 20232024 уч. год МБОУ СОШ №42 с.Сандата с учетом требований федерального компонента государственного стандарта призвана обеспечить
достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении учебного курса
«Русская родная литература» 11 класс
№ Разделы учебного
Компетенции
Научиться
Получит возможность научиться
курса
1
Личность
Личностные
понимать литературу как
одну из национальнокультурных ценностей
русского народа;
уважительно относиться к
родной литературе;
воспитание российской
гражданской
идентичности:
патриотизма, любви и
уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою
Родину, прошлое и
проявлять внимание,
желание больше узнать.
понимать
настоящее
многонационального
народа России;
2
Личность и семья
оценивать свои и чужие
поступки;
определяющую роль
осознание своей
родной литературы
этнической
в развитии
развить эстетическое сознание
через освоение
художественного наследия
народов России и мира через
творческую деятельность
эстетического характера.
произвольно и осознанно
владеть общими приемами
решения учебных задач.
выявлять и интерпретировать
авторскую позицию, определяя
своѐ к ней отношение, и на
этой основе формировать
собственные ценностные
ориентации;
определять
актуальность
произведений для читателей
разных поколений и вступать в
2
3
Личность –
общество государство
принадлежности, знание
интеллектуальных,
истории, языка,
творческих
культуры своего народа,
способностей и
своего края, основ
моральных качеств
культурного наследия
личности;
народов России и
человечества;
формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
анализировать и
характеризовать
эмоциональные состояния и
чувства окружающих,
строить свои
взаимоотношения с их
учетом.
отношения к
другому человеку,
4
его мнению,
Личность –
природацивилизация
мировоззрению,
культуре, языку,
вере, гражданской
позиции, к истории,
культуре, религии,
традициям, языкам,
диалог с другими читателями;
анализировать
и
истолковывать произведения
разной жанровой природы,
аргументировано формулируя
своѐ
отношение
к
прочитанному;
создавать собственный текст
аналитического
и
интерпретирующего характера;
сопоставлять
произведение
словесного искусства и его
воплощение
в
других
искусствах;
выбирать
путь
анализа
произведения,
адекватный
жанрово-родовой
природе
художественного текста;
дифференцировать элементы
поэтики
художественного
текста,
видеть
их
художественную и смысловую
функцию;вести
самостоятельную
проектноисследовательскую
деятельность и оформлять
результаты в разных форматах
(работа
исследовательского
характера, реферат).
ценностям народов
России;
3
развитие морального
сознания и
5
Личность –
история современность
компетентности в
решении моральных
проблем на основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам;
осознание значения семьи
в жизни человека и
общества, принятие
ценности семейной
жизни, уважительное и
заботливое отношение к
4
членам своей семьи;
развитие чувства
прекрасного –
умение чувствовать
красоту и
выразительность
русской речи,
стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
устойчивый познавательный
интерес к чтению, к ведению
диалога с автором текста;
потребность в
самовыражении через слово.
Средством
достижения
этих
результатов
служат тексты
художественно
й литературы,
вопросы и
5
задания к ним,
проблемнодиалогическая
технология,
технология
продуктивного
чтения.
Метапредметные:
Регулятивные:
•
формулировать в
сотрудничестве с учителем
проблему и цели урока;
способствовать к целеполаганию,
включая постановку новых целей;
•
анализировать в
обсуждении с учителем условия и
пути достижения цели;
•
совместно с учителем
составлять план решения учебной
проблемы;
•
работать по плану, сверяя
свои действия с целью,
прогнозировать, корректировать
свою деятельность под
руководством учителя;
•
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
планированию пути
достижения цели;
установлению целевых
приоритетов;
оценивать уровень владения
тем или иным учебным
действием (отвечать на
вопрос «что я не знаю и не
умею?»).
учитывать условия
выполнения учебной
задачи;
осуществлять
итоговый контроль
деятельности («что
сделано») и
пооперационный
контроль («как
6
своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
выполнена каждая
операция,
входящая в состав
учебного
действия».
Средством
формирования
регулятивных УУД
служат технология
продуктивного
чтения и
технология
Познавательные:
оценивания
•
овладение навыками
смыслового чтения;
образовательных
•
извлекать информацию (в
сотрудничестве и при поддержке
учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация,
таблица, схема);
•
владеть различными
видами аудирования
(выборочным, ознакомительным,
детальным);
достижений.
•
строить сообщение в
устной форме;
•
находить в
художественном тексте ответ на
заданный вопрос;
•
ориентироваться на
возможное разнообразие
7
•
перерабатывать в
сотрудничестве с учителем и
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
(переводить сплошной текст в
план, таблицу, схему и наоборот:
по плану, по схеме, по таблице
составлять сплошной текст);
способов решения учебной
задачи;
•
излагать содержание
прочитанного (прослушанного)
текста подробно, сжато,
выборочно;
•
•
пользоваться словарями,
справочниками;
•
проводить аналогии
между изучаемым материалом и
собственным опытом.
•
осуществлять анализ и
синтез;
•
устанавливать причинноследственные связи;
•
строить рассуждения.
Средством развития
познавательных УУД служат
тексты художественной
литературы; технология
продуктивного чтения.
•
анализировать изучаемые
объекты с выделением
существенных и
несущественных признаков;
•
осуществлять синтез как
составление целого из частей;
проводить сравнение;
•
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом
круге явлений;
•
осуществлять запись
(фиксацию) указанной учителем
информации об изучаемом
языковом факте;
•
обобщать (выводить
общее для целого ряда
единичных объектов).
Коммуникативные:
8
•
умение осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации, для выражения
своих чувств, мыслей и
потребностей;
•
планирования и регуляции
своей деятельности; владение
устной и письменной речью;
монологической контекстной
речью;
•
учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке
направляющей роли учителя);
устанавливать и
вырабатывать разные точки
зрения;
аргументировать свою
точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать
конфликты на основе
учѐта интересов и
позиций всех
участников, поиска и
•
уметь устанавливать и
сравнивать разные точки зрения
прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
•
слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
•
уметь задавать вопросы,
необходимые для организации
оценки альтернативных
способов разрешения
конфликтов;
договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности;
брать на себя инициативу в
организации совместного
действия (деловое
лидерство).
9
собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при
непосредственной методической
поддержке учителя;
•
уметь осуществлять
взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и
помощь учителя);
•
оформлять свои мысли в
устной и письменной форме с
учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа,
стиля, жанра;
•
выступать перед
аудиторией сверстников с
сообщениями.
Предметные:
• осознание значимости чтения и
изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития;
формирование потребности в
систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации
отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
• владеть различными видами
10
• понимание родной литературы
как одной из основных
национально-культурных
ценностей народа, как особого
способа познания жизни;
• развитие способности понимать
литературные художественные
произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
• овладение процедурами
смыслового и эстетического
анализа текста на основе
понимания принципиальных
отличий литературного
художественного текста от
научного, делового,
публицистического и т.п.;
• формирование умений
воспринимать, анализировать,
критически оценивать и
интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную
картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на
уровне не только эмоционального
восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
пересказа,
• пересказывать сюжет;
• выявлять особенности
композиции, основной
конфликт, вычленять фабулу;
• характеризовать героевперсонажей, давать их
сравнительные характеристики;
• находить основные
изобразительно-выразительные
средства, характерные для
творческой манеры писателя,
определять их художественные
функции;
• определять родо-жанровую
специфику художественного
произведения;
• выявлять и осмыслять формы
авторской оценки героев,
событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем»
как адресатом произведения;
• выражать личное отношение к
художественному произведению,
аргументировать свою точку
зрения;
• ориентироваться в
информационном
образовательном пространстве:
11
работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками,
специальной литературой;
• пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими
указателями, системой поиска в
Интернете.
Содержание учебного предмета, курса
№
Разделы, темы учебного курса
Количество
Формы контроля
часов
1 ЛИЧНОСТЬ.
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к
читателю. М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе
человека, об опасности саморазрушения личности. Осознание трагического
одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе
Ю.П.Казакова «Во сне ты горько плакал».
2 ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ.
Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н.Зайцева «Голубая звезда».
Своеобразие конфликта в повести В.В.Набокова «Машенька». Образ Машеньки
как символ далекой родины. Народная правда военного времени в романе
Ф.А.Абрамова «Братья и сёстры». Олицетворение мужества простого русского
народа в военные времена. Душевная красота членов нескольких семейств в
романе Ф.А.Абрамова «Братья и сёстры». А.Н.Арбузов «Жестокие игры».
Нравственная проблематика. Ответственность людей за тех, кто рядом.
3 ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ГОСУДАРСТВО.
3
Текущий контроль
8
Текущий контроль
Сочинение «Нравственные и
духовные семейные ценности»
9
Текущий контроль
12
Русский национальный характер в рассказе И.А.Бунина «Иоанн Рыдалец».
Особенности художественного метода социалистического реализма на примере
романа А.Н.Островского «Как закалялась сталь». Э.Веркин. «Облачный полк».
Военные будни в повести. Гражданственность и патриотизм как национальные
ценности в повести. Человек и государственная система в рассказе В.С.Маканина
«Кавказский пленный». Проблема межнациональных отношений в рассказе
В.С.Маканина «Кавказский пленный». Законы морали и государственные законы в
романе З. Прилепина «Санька».
4 ЛИЧНОСТЬ – ПРИРОДА – ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Контрольная работа
5
Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М.Рубцова. Проблемы
современной цивилизации в романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне».
Современная цивилизация в рассказе Л.С.Петрушевской «Новые робинзоны».
Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
5 ЛИЧНОСТЬ – ИСТОРИЯ – СОВРЕМЕННОСТЬ.
Текущий контроль
Сочинение «Человек в мире
цивилизации»
9
Контрольная работа
34
4
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Роль личности в истории
(дилогия Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» и «Хранитель
древностей»). Судьба ценностей христианско – гуманистической цивилизации.
Образ русского интеллигента в романе Ю.О.Домбровского «Факультет ненужных
вещей». Рассказ В.Ф.Тендрякова «Пара гнедых». Роль личности в истории (по
произведениям донских писателей). Писатели – современники. Основные
проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы 20 –
21 веков.
Итого
13
Тематическое планирование.
№
п/п
1
2
3
4
5
Название темы (раздела)
Количество часов на
изучение
Личность
Личность и семья
Личность – общество - государство
Личность - природа - цивилизация
Личность – история - современность
Количество контрольных,
практических, лабораторных
работ
3
8
9
5
9
34
РР - 1
КР - 1
РР - 1
КР - 1
Календарно - тематическое планирование
№
Раздел тема
Кол.
часов
1
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю
1
2
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности
саморазрушения личности
1
3
Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе
Ю.П.Казакова «Во сне ты горько плакал»
1
4
Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н.Зайцева «Голубая звезда»
1
5
Своеобразие конфликта в повести В.В.Набокова «Машенька»
1
Дата
план
факт
14
6
Образ Машеньки как символ далекой родины
1
7
Народная правда военного времени в романе Ф.А.Абрамова «Братья и сёстры»
1
8
Олицетворение мужества простого русского народа в военные времена
1
9
Душевная красота членов нескольких семейств в романе Ф.А.Абрамова «Братья и сёстры»
1
10
А.Н.Арбузов «Жестокие игры». Нравственная проблематика. Ответственность людей за тех, кто рядом
1
11
Сочинение «Нравственные и духовные семейные ценности»
1
12
Русский национальный характер в рассказе И.А.Бунина «Иоанн Рыдалец»
1
13
Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н.Островского «Как закалялась сталь»
1
14
Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н.Островского
«Как закалялась сталь»
1
15
Э.Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести
1
16
Контрольная работа
1
17
Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести В.С.Маканина «Кавказский
пленный»
1
18
Человек и государственная система в рассказе В.С.Маканина «Кавказский пленный»
1
19
Проблема межнациональных отношений в рассказе В.С.Маканина «Кавказский пленный»
1
20
Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санька»
1
21
Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М.Рубцова
1
22
Проблемы современной цивилизации в романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне»
1
15
23
Современная цивилизация в рассказе Л.С.Петрушевской «Новые робинзоны»
1
24
Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице
1
25
Сочинение «Человек в мире цивилизации»
1
26
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции»
1
27
Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» и
«Хранитель древностей»)
1
28
Судьба ценностей христианско – гуманистической цивилизации
1
29
Образ русского интеллигента в романе Ю.О.Домбровского «Факультет ненужных вещей»
1
30
Рассказ В.Ф.Тендрякова «Пара гнедых»
1
31
Роль личности в истории (по произведениям донских писателей)
1
32
Писатели - современники
33
Контрольная работа
1
34
Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы 20 – 21 веков
1
16