муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42 с. Сандата
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/Бондаренко А. Ю./
Протокол № 2
от « 30 » августа 2023
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______/Клец И. Н./
« 30 » августа 2023
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 42
с. Сандата
_________/Е. Н. Фоменко/
Приказ № 191
от « 30 » августа 2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Предметная область:
«Естествознание»
Предмет (учебный модуль, курс): "Удивительный мир животных"
Класс:
7 «Б»
Учебный год:
2023-2024
Учитель (коллектив учителей) Бондаренко Анна Юрьевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2023
с. Сандата
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по биологии «Удивительный мир животных» разработана
для учащихся 7 класса и является дополнением курса биологии «Животные».
Известно, что «Животные» как раздел биологии всегда был интересен школьникам. В
связи с этим было принято решение разработать элективный курс «Удивительный мир
животных».
Задачи курса состоят в постепенном введении знаний о животном мире, о его
многообразии, особенностях строения, питания и передвижения животных, их
приспособлениях к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании
и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия. Элективный курс
приводит к убеждению в необходимости рационального использования ресурсов животного
мира, реализации практических мер по его воспроизводству и охране. В процессе занятий на
основе знаний о разнообразных взаимосвязях животных с факторами живой и неживой
природы представляется возможным заложить основу экологического воспитания, продолжить
формирование экологического мировоззрения учащихся.
Система знаний о жизни животных в изменяемых (культурное поле, город и др.)
человеком природных сообществах по сравнению с неизмененными (лес, водоем, степь и т. п.)
позволит расширить представление о влиянии производственной деятельности и
одомашнивания на состояние животного мира и отдельных видов, сформировать понятие о
сопряженном развитии природы и общества. Ознакомление с действующими законами,
постановлениями об охране животного мира пополнит арсенал правовых знаний школьников.
Элективный курс позволит обучающимся овладеть основами представления о фауне, что
поможет в дальнейшем при изучении курса 8 класса «Животные».
Программа курса рассчитана для учащихся 7 класса на один учебный год (34 часа, 1 час
в неделю).
Освоение рабочей программы элективного курса по биологии «Удивительный мир
животных» будет производиться с использованием цифрового оборудования ресурсного центра
«Точка роста».
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 42, с. Сандата на 20232024 учебный год, а также с государственными праздниками, данная программа будет
реализована за 34 часа.
Цели курса:
углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с
многообразием представителей животного мира нашей планеты;
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том
числе и компьютерных;
развитие представлений влияния условий окружающей среды на животных, о составе
животного мира в разных местах обитания;
воспитание этических норм взаимоотношений человека с животными;
применение полученных знаний для сохранения экологического равновесия в природе;
формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые
знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения.
Задачи курса:
формировать интерес к изучению биологии и положительную учебную мотивацию;
раскрыть более подробно содержание предмета биология животных;
научить анализировать представленный материал и находить ответы на поставленные
учителем вопросы;
показать практическое значение зоологии для человека;
способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
2
совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской
деятельности.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование осознания российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства
гордости за российскую биологическую науку;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям
и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
- в познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков животных;
классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере
сопоставления отдельных групп); роли животных в жизни человека;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов животных,
животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных;
опасных для человека животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
выявление приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов
в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов
и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- в ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3
- в сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при
выполнении индивидуального проекта по биологии.
- в сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при укусах животных, размножения домашних
животных, ухода за ними.
- в эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса
Тема 1. Общие сведения о животном мире (6 ч).
Науки о животных. Зоология. Учёные-зоологи. Значение животных в природе и жизни
человека. Дикие и домашние животные. Отрасли сельского хозяйства. Отрасли
животноводства. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе.
Классификация животных. Рациональное использование и охрана животного мира.
Заповедники. Человек как природопреобразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине
человека. Редкие и исчезающие виды. Красные книги Международного союза охраны природы,
охраняемые животные Ростовской области. Методы восстановления их численности. Охрана
местообитания. Животный мир - исчерпаемый ресурс. Система кадастров и понятие
мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.
Тема 2. Простейшие животные (1 ч).
Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Симптомы заболеваний.
Профилактика. Основы гигиены.
Тема 3. Кишечнополостные животные (1 ч).
Особенности строения и поведения кишечнополостных животных. Представители разных
классов Кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые. Их значение.
Тема 4. Иглокожие (1 ч).
Особенности строения иглокожих. Образ жизни. Среда обитания. Морские звёзды, морские
ежи, голотурии.
Тема 5. Плоские и круглые черви (2 ч).
Многообразие плоских и круглых червей. Циклы развития паразитических плоских и круглых
червей. Симптомы и профилактика глистных заболеваний у животных и человека.
Тема 6. Моллюски (1 ч).
Многообразие моллюсков. Двустворчатые, Брюхоногие, Головоногие моллюски. Среда их
обитания. Образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Моллюски – продукт питания.
Разведение моллюсков.
Тема 7. Членистоногие (4 ч).
Многообразие членистоногих. Классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.
Представители классов. Среда обитания. Образ жизни. Значение в природе и жизни человека.
Клещи. Открытие клещевого энцефалита и других вирусных заболеваний. Шелководство.
Пчеловодство. Насекомые – вредители леса и сельского хозяйства. Биологические меры
борьбы. Насекомые – паразиты человека и животных.
Тема 8. Рыбы. (2 ч).
Классификация рыб. Многообразие рыб. Хрящевые рыбы. Двоякодышащие. Кистепёрые.
Многообразие костистых рыб. Значение. Осетровые. Лососёвые. Карповые. Окунёвые.
Сельдевые. Тресковые. Разведение рыб. Рыбное хозяйство. Рыболовство. Аквариумистика.
Особенности содержания рыб в домашних условиях. Охрана рыб.
Тема 9. Земноводные. (1 ч).
Многообразие Земноводных. Образ жизни. Среда обитания. Особенности поведения. Червяги,
тритоны, саламандры, лягушки, жабы. Значение. Лабораторные животные.
4
Тема 10. Пресмыкающиеся. (4 ч).
Отряды пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Змеи, ящерицы, игуаны, вараны,
гекконы. Особенности поведения, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Змеиный
яд. Крокодилы, черепахи, гаттерии. Значение. Разведение черепах и крокодилов. Древние
пресмыкающиеся. Динозавры. Гипотезы причины вымирания древних пресмыкающихся.
Содержание пресмыкающихся в домашних условиях. Уход.
Тема 11. Птицы. (5 ч).
Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Хищные птицы. Птицы леса.
Растительноядные. Насекомоядные. Содержание в домашних условиях. Водоплавающие птицы.
Птицы открытых пространств суши. Птицы культурных ландшафтов. Значение птиц в природе
и жизни человека. Домашние птицы. Куры. Гуси. Утки. Страусы. Перепела. Птицеводство.
Породы домашней птицы. Особенности содержания птиц в домашних условиях. Охрана птиц.
Тема 12. Млекопитающие (4 ч).
Многообразие млекопитающих. Сумчатые. Кенгуру. Яйцекладущие: утконос и ехидна. Отряды
млекопитающих. Представители отрядов млекопитающих. Особенности поведения. Образ
жизни. Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Их охрана.
Тема 13. Домашние животные (2 ч).
Наши питомцы. Животные, содержащиеся в домашних условиях. Особенности ухода и
содержания животных в домашних условиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1
Тема
Кол-во Оборудование «Точка роста»
часов
Общие сведения о животном мире
6
2
Простейшие животные
1
3
Кишечнополостные животные
1
4
Иглокожие
1
5
Плоские и круглые черви
2
6
Моллюски
1
7
Членистоногие
4
8
Рыбы
2
9
Земноводные
1
10
Пресмыкающиеся
4
11
Птицы
5
12
Млекопитающие
4
13
Домашние животные
2
5
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Тема 1. Общие сведения о животном мире
Науки о животных. Учёные-зоологи.
Значение животных в природе и жизни человека. Дикие и
домашние животные.
Отрасли животноводства.
Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе.
Классификация животных.
Рациональное использование и охрана животного мира.
Тема 2. Простейшие животные
Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Тема 3. Кишечнополостные животные
Представители разных классов Кишечнополостных: Гидроидные,
Сцифоидные, Коралловые.
Тема 4. Иглокожие
Многообразие иглокожих.
Тема 5. Плоские и круглые черви
Многообразие плоских и круглых червей.
Симптомы и профилактика заболеваний, вызванных червямипаразитами.
Тема 6. Моллюски
Многообразие моллюсков. Значение в природе.
Тема 7. Членистоногие
Многообразие Ракообразных.
Многообразие Паукообразных.
Многообразие Насекомых.
Насекомые – вредители леса и сельского хозяйства. Биологические
меры борьбы.
Тема 8. Рыбы
Многообразие
рыб.
Хрящевые
рыбы.
Двоякодышащие.
Кистепёрые.
Многообразие костистых рыб. Значение.
Тема 9. Земноводные
Многообразие Земноводных. Лабораторные животные.
Тема 10. Пресмыкающиеся
Многообразие пресмыкающихся. Змеи, ящерицы, игуаны, вараны,
гекконы.
Многообразие пресмыкающихся. Крокодилы, черепахи, гаттерии.
Древние пресмыкающиеся. Динозавры.
Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
6
Тема 11. Птицы
Экологические группы птиц. Хищные птицы.
5
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
Птицы леса. Растительноядные. Насекомоядные. Содержание в
домашних условиях.
Водоплавающие птицы.
Птицы открытых пространств суши..
Домашние птицы. Птицеводство.
Тема 12. Млекопитающие
Многообразие млекопитающих.
Сумчатые. Кенгуру. Яйцекладущие: утконос и ехидна.
Отряды млекопитающих. Представители отрядов млекопитающих.
Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Их охрана
Тема 13. Домашние животные
Наши питомцы.
Животные, содержащиеся в домашних условиях. Особенности
ухода и содержания животных в домашних условиях
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
ЛИТЕРАТУРА
1. Латюшин В.В., Шапкин В. А. Биология. 7 класс «Дрофа»
2. Я познаю мир. Животные. Сост. Л.А.Багрова.- М. ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
3. Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова.-М., «РОСМЭН» 1999
4. Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.
5. «Звери» РОСМЭН, Москва, 2004
6. Брем А.Э. «Жизнь животных»(3 тома) Москва, Терра-1996
7. Я познаю мир. Амфибии. ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
8. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. Москва. «Просвещение». 1990.
9. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. Москва. «Топилак». 1994.
10. Яхонтов А.А. Зоология Для учителя. Хордовые. Москва. «Просвещение». 1985.
11. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. Москва. «Просвещение». 1996.
12. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. Москва. «Просвещение». 1999.
13. «Видео в краеведении» подборка видеофильмов о природе Новосибирской области.
14. Интернетресурсы.
Лист корректировки календарно-тематического планирования
7
Предмет «Удивительный мир животных»
Класс 7 «Б»
Учитель Бондаренко А. Ю.
2023-2024 учебный год
№
урока
Тема
Кол-во часов
по
дано
плану
8
Причина
корректировки
Способ
корректировки