Рабочая программа элективного курса "Решение практических задач по химии" 11 класс.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42 с. Сандата

«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/Бондаренко А. Ю./
Протокол № 2
от « 30 » августа 2023

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______/Клец И. Н./
« 30 » августа 2023

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 42
с. Сандата
_________/Е. Н. Фоменко/
Приказ № 191
от « 30 » августа 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Предметная область:
«Естествознание»
Предмет (учебный модуль, курс):
"Решение практических задач по химии"
Класс:
11
Учебный год:
2023-2024
Учитель (коллектив учителей) Бондаренко Анна Юрьевна

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2023

с. Сандата
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость разработки элективного курса для учащихся 11-го класса «Решение
практических задач по химии» обусловлена тем, что в соответствии с базисным учебным
планом среднего (полного) общего образования количество часов по химии сократилось с
2-х до 1-го часа в неделю.
В содержании курса химии в 11-го класса, на базовом уровне, представлены только
основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения.
Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с
основным курсом общей химии, развёртывается во времени параллельном ему. Это даёт
возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным
курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса
послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для
конкретизации основных вопросов химии и для общего развития учеников.
В элективном курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи
веществ, свойства и применение, расширены сведения, включены дополнительно
практические работы, что даст возможность лучше усвоить теоретические понятия и
практические умения.
Среднее общее образование - третий (заключительный) уровень общего
образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за
рамками учебного процесса.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11-го класса на один учебный
год (34 часа, 1 час в неделю).
Освоение рабочей программы элективного курса по химии «Решение практических
задач по химии» будет производиться с использованием цифрового оборудования
ресурсного центра «Точка роста».
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 42, с. Сандата на
2023-2024 учебный год, а также с государственными праздниками, данная программа будет
реализована за 34 часов.
Цели курса:
 формирование представлений о химической составляющей естественно-научной
картины мира, овладение важнейшими химическими понятиями, законами и
теориями;
 развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в
том числе и компьютерных;
 воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного
общества.
Задачи курса:
 овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и
свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и
получении новых материалов;
 раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических
проблем;
 способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
 совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской
деятельности.
2





воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей
среде;
применение полученных знаний для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.

Результаты освоения курса
Личностные результаты:
-в ценностно-ориентационной сфере: осознание российской гражданской идентичности,
патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
-в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;
-в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере: умение управлять своей
познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-в сфере сбережения здоровья: принятие и реализация ценностей здорового и безопасного
образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков)
на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.
Метапредметные результаты:
 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская
деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
 владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и
синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск
аналогов;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
 использование различных источников для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том
числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами:
- в познавательной сфере:
 знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
3

 умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
 умение характеризовать изученные классы органических соединений, химические
реакции;
 готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием,
фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать
выводы;
 умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
 поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее
анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
 установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений
от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения
(предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
 моделирование молекул важнейших органических веществ;
 понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной
картины мира.
-в ценностно-ориентационной сфере:
 анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших
химических продуктов.
- в трудовой сфере:
 проведение химического эксперимента;
 развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при
выполнении индивидуального проекта по химии.
-в сфере здорового образа жизни:
 соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими
процессами;
 оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание курса
Тема 1. Строение атома (4 ч)
Основные физические и химические понятия. Основные типы расчетных задач.
Составление схем электронного строения, электронных формул и графических формул.
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома.
Валентные возможности атомов химических элементов.
Тема 2. Химическая связь (6 ч)
Закон постоянства состава для вещества молекулярного строения. Обменный и донорноакцепторный механизмы образования ковалентной связи. Основные положения теории
строения химических соединений. Расчетные задачи в содержании экзаменационной
работы по химии.
Тема3.Вещество(14ч)
Решение задач на вывод химических формул. Решение задач «количество вещества».
Расчеты по химическим уравнениям. Расчеты на избыток-недостаток. Массовая и объемная
доля компонентов в смеси. Массовая доля примесей. Осуществление цепочки химических
превращений. Решение задач на вывод химических формул по продуктам сгорания.
Тема 4. Химические реакции (10 ч)
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз.
Решение задач по
термохимическому уравнению. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость
химических реакций. Химическое равновесие. Расчетные задачи в содержании
экзаменационной работы по химии.
4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
п/п
1
Строение атома
2

Химическая связь

3

Вещество

4

Химические реакции

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Кол-во Оборудование «Точка роста»
часов
4
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
6
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
14
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
10
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9,
10
11,
12
13,
14
15,
16
17,
18
19,
20
21,
22

Дата

Тема урока

Кол-во
часов

Тема 1. Строение атома
4
Основные физические и химические понятия. Основные типы
расчетных задач.
Составление схем электронного строения, электронных формул и
графических формул.
Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева.
Строение атома. Валентные возможности атомов химических
элементов.
Тема 2. Химическая связь
6
Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования
ковалентной связи.
Закон постоянства состава для вещества молекулярного строения.
Основные положения теории строения химических соединений.
Виды химической связи.
Расчетные задачи в содержании экзаменационной работы по
химии.
Тема 3. Вещество
14

1
1
1
1
1
1
1
1
2

Решение задач на вывод химических формул.

2

Решение задач «количество вещества».

2

Расчеты по химическим уравнениям.

2

Расчеты на избыток-недостаток.

2

Массовая и объемная доля компонентов в смеси. Массовая доля
примесей.

2

Осуществление цепочки химических превращений.

2

5

23,
24
25
26,
27
28
29,
30
31,
32
33
34

Решение задач на вывод химических формул по продуктам
сгорания.
Тема 4. Химические реакции
Реакции ионного обмена в водных растворах.

2
10
1

Гидролиз.

2

Решение задач по термохимическому уравнению.

1

Окислительно-восстановительные реакции.

2

Скорость химических реакций..

2

Химическое равновесие.
Расчетные задачи в содержании экзаменационной работы по химии

1
1

ЛИТЕРАТУРА
1. Химия. 11 класс (базовый уровень): учебник для общеобразовательных учреждений /
О.С. Габриелян, М.: «Дрофа», 2013. - 224 с
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Химия. Материалы для подготовки к единому
государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы» – М.: Дрофа, 2008 –
703 с
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. «Общая химия в тестах, задачах,
упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.:
Дрофа, 2009 – 216 с
4. Левкин А.Н., Кузнецова Н.В. «Задачник по химии. 11 класс» – М.:«ВЕНТАНА-ГРАФ»,
2014. – 236 с
5. Пичугина Г.В. «Химия и повседневная жизнь человека» - 2-е издание, стереотипное –
М.: Дрофа, 2006. – 252 с
6. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 11 класс, учебник с приложением с электронным
носителем, М. Просвещение, 2020г.
7. Н.Н. Гара Химия: уроки в 11 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 111с;
8. Н. П. Гаврусейко «Проверочные работы по неорганической химии. 11 кл».
9. М.В. Зуева «Контрольные и проверочные работы по химии 11 кл».
10. С.В. Горбунцова «Тесты по основным разделам школьного курса».
Интернет-ресурсы
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов
2. http://orgchem.ru/ Интерактивный учебник Органическая химия
3. http://www.hemi.nsu.ru/ Основы химии. Интернет учебник
4. http://www.chem.msu.su Электронная библиотека учебных материалов по химии
5. http://himiya-video.com/ Видеоуроки по химии
6. https://chem-ege.sdamgia.ru/ Решу ЕГЭ
7. http://www.fipi.ru ФИПИ

Лист корректировки календарно-тематического планирования
6

Предмет «Решение практических задач по химии»
Класс 11
Учитель Бондаренко А. Ю.
2023-2024 учебный год

№
урока

Тема

Кол-во часов
по
дано
плану

7

Причина
корректировки

Способ
корректировки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».