муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 42 с. Сандата
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/Бондаренко А. Ю./
Протокол № 2
от « 30 » августа 2023
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______/Клец И. Н./
« 30 » августа 2023
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 42
с. Сандата
_________/Е. Н. Фоменко/
Приказ № 191
от « 30 » августа 2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Предметная область:
«Естествознание»
Предмет (учебный модуль, курс):
"Мир органических веществ"
Класс:
10
Учебный год:
2023-2024
Учитель (коллектив учителей) Бондаренко Анна Юрьевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2023
с. Сандата
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-го класса «Мир
органических веществ» обусловлена тем, что в соответствии с базисным учебным планом
среднего (полного) общего образования количество часов по химии сократилось с 2-х до 1-го
часа в неделю.
В содержании курса химии в 10-го класса, на базовом уровне, представлены только
основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения.
Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение.
Отличительной особенностью курса является то, что его содержание сопряжено с
основным курсом органической химии, развёртывается во времени параллельном ему. Это даёт
возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным
курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит
для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для
конкретизации основных вопросов органической химии и для общего развития учеников.
В элективном курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи
веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии, включены дополнительно
практические работы, что даст возможность лучше усвоить теоретические понятия и
практические умения.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-го класса на один учебный год
(34 часа, 1 час в неделю).
Освоение рабочей программы элективного курса по химии «Мир органических веществ»
будет производиться с использованием цифрового оборудования ресурсного центра «Точка
роста».
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 42, с. Сандата на 20232024 учебный год, а также с государственными праздниками, данная программа будет
реализована за 34 часов.
Цели курса:
помочь учащимся усвоить базовый курс органической химии;
расширение и углубление знаний об органических веществах;
развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников, в том
числе и компьютерных;
воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества.
Задачи курса:
раскрыть более подробно содержание предмета органической химии;
показать практическое значение органических веществ для человека;
научить применять полученные знания и умения для безопасного использования
органических веществ в быту, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека;
раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем;
способствовать развитию способности к самостоятельной работе;
совершенствовать навыки и умения, необходимые в научно-исследовательской
деятельности.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
-в ценностно-ориентационной сфере: осознание российской гражданской идентичности,
патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
-в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории
в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;
2
-в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере: умение управлять своей
познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-в сфере сбережения здоровья: принятие и реализация ценностей здорового и безопасного
образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на
основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.
Метапредметные результаты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение,
измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для
изучения различных сторон окружающей действительности;
владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и
синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск
аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации, понимание
зависимости содержания и формы представления информации;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе
и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами:
- в познавательной сфере:
знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
умение характеризовать изученные классы органических соединений, химические реакции;
готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать
результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных
веществ по аналогии со свойствами изученных;
поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ,
изготовление химического информационного продукта и его презентация;
установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от
их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения
(предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
моделирование молекул важнейших органических веществ;
понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины
мира.
-в ценностно-ориентационной сфере:
3
анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических
продуктов.
- в трудовой сфере:
проведение химического эксперимента;
развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при
выполнении индивидуального проекта по химии.
-в сфере здорового образа жизни:
соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими
процессами;
оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание курса
Тема 1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (2 ч)
Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности
ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.
Тема 2. Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)
Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды:
углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия.
Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Оптическая активность
биологических веществ, лекарственных препаратов.
Тема 3. Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)
Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении.
Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия.
Генетическая связь между классами углеводородов.
Практическая работа №1 «Углеводороды».
Тема 4. Применение углеводородов (6 ч)
Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген, винилхлорид, акрилонитрил,
бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки.
Расчётные задачи. 1. Термохимические расчёты. 2. Объёмные доли.
Проектные работы.
1. Как повысить октановое число?
2. Продукты переработки нефти - народному хозяйству.
3. Перспективы развития энергетики.
4. Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
5. Эластомеры.
Тема 5. Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)
Монофункциональные соединения: спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон,
акролеин, антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир), антисептики
(фенолы и их производные). Карбоновые кислоты: одноосновные (муравьиная, уксусная,
бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная).
Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал,
целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания.
Расчётные задачи. 3.Массовая доля растворённого вещества
Практическая работа №2 «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала».
Тема 6. Азотсодержащие соединения (5 ч)
Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол,
диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот
и её причины (глицин, глутаминовая кислота). Белки как природные полимеры. Биологические
функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин).
Пищевые добавки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
4
Практическая работа №3 «Анализ пищевых продуктов».
Тема 7. Экологические проблемы в курсе органической химии (4 ч)
Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены.
Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его
производных. Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.
Проектные работы.
1. Действие этанола на белковые вещества.
2. Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.
3. Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
4. Загрязнения атмосферы.
5. Пластмассы загрязняют океан.
6. Влияние СМС на водную экосистему.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1
Тема
Кол-во Оборудование «Точка роста»
часов
Элемент, взявший на себя задачу быть
основой всего живого
2
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
2
Основы номенклатуры и изомерии
4
3
Сравнительная характеристика
углеводородов
Применение углеводородов
5
5
Кислородсодержащие
органические
вещества на службе человека
8
6
Азотсодержащие соединения
5
7
Экологические проблемы
органической химии
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
Цифровая лаборатория по химии
(базовый уровень), комплект посуды и
оборудования для ученических
опытов (физика, химия, биология),
комплект химических реактивов
Цифровая лаборатория по химии
(базовый уровень), комплект посуды и
оборудования для ученических
опытов (физика, химия, биология),
комплект химических реактивов
Демонстрационное оборудование,
проектор, ноутбук
4
в
6
курсе
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
5
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1517
18
19
20
21
22
23
24
25
Дата
Тема урока
Тема 1. Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого
Электронное и валентное состояния атома углерода.
Виды гибридизации.
Тема 2. Основы номенклатуры и изомерии
Виды изомерии. Номенклатура ИЮПАК.
Структурная изомерия.
Пространственная изомерия.
Оптическая активность биологических веществ, лекарственных
препаратов.
Кол-во
часов
2
1
1
4
Тема 3. Сравнительная характеристика углеводородов
5
Классификация углеводородов, их производные. Алканы: строение
молекул, номенклатура, изомерия.
Циклоалканы: строение молекул, номенклатура, изомерия.
Алкены, алкадиены: строение молекул, номенклатура, изомерия.
Алкины: строение молекул, номенклатура, изомерия.
Генетическая связь между классами углеводородов.
Практическая работа №1 «Углеводороды».
Тема 4. Применение углеводородов
6
Решение расчетных задач: 1. Термохимические расчёты.
2. Объёмные доли.
Нефть и нефтепродукты. Синтез-газ.
Полимерное производство, волокна, каучуки. Генетическая связь
между классами углеводородов.
Проектные работы.
1. Как повысить октановое число?
2. Продукты переработки нефти - народному хозяйству.
3. Перспективы развития энергетики.
4. Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
5. Эластомеры.
Тема 5. Кислородсодержащие органические вещества на службе человека
8
Спирты: строение молекул, номенклатура, изомерия.
Классификация.
Альдегиды и кетоны: строение молекул, номенклатура, изомерия.
Классификация.
Карбоновые кислоты: строение молекул, номенклатура, изомерия.
Классификация.
Простые и сложные эфиры: строение молекул, номенклатура,
изомерия. Классификация.
Жиры: гидролиз, применение, биологическая роль жиров.
Углеводы: состав, классификация. Важнейшие представители.
Решение расчетных задач: 3.Массовая доля растворённого
вещества.
Практическая работа № 2 «Кислотный и ферментативный гидролиз
сахарозы и крахмала».
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33,
34
Тема 6. Азотсодержащие соединения
5
Амины и нитросоединения. Важнейшие представители.
Медицинские препараты.
Аминокислоты и их биологическое значение.
Белки как природные полимеры и их функции.
Пищевые добавки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Практическая работа № 3 «Анализ пищевых продуктов».
Тема 7. Экологические проблемы в курсе органической химии
4
Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека.
Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов.
Вредное действие фенола и его производных. Синтетические
моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.
Проектные работы.
1. Действие этанола на белковые вещества.
2. Действие фенола на экологическое равновесие в
экосистемах.
3. Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
4. Загрязнения атмосферы.
5. Пластмассы загрязняют океан.
6. Влияние СМС на водную экосистему.
1
1
1
1
1
1
1
2
ЛИТЕРАТУРА
1. Химия. 10 класс (базовый уровень): учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.
Габриелян, М.: «Дрофа», 2013. - 192 с
2. Химия. 11 класс (базовый уровень): учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.
Габриелян, М.: «Дрофа», 2013. - 224 с
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Химия. Материалы для подготовки к единому
государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы» – М.: Дрофа, 2008 – 703 с
4. Габриелян О.С. «Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое
пособие/ О.С. Габриелян, Л.П. Ватлина. – М.: Дрофа, 2005. – 208 с
5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. «Общая химия в тестах, задачах,
упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.:
Дрофа, 2009 – 216 с
6. Гаршин А.П. «Органическая химия в таблицах и схемах» – ХИМИЗДАТ, 2006. – 184 с
7. Кузнецова Н.В., Левкин А.Н. «Задачник по химии. 10 класс» –М.:«ВЕНТАНА-ГРАФ»,
2013. – 144 с
8. Левкин А.Н., Кузнецова Н.В. «Задачник по химии. 11 класс» – М.:«ВЕНТАНА-ГРАФ»,
2014. – 236 с
9. Пичугина Г.В. «Химия и повседневная жизнь человека» - 2-е издание, стереотипное – М.:
Дрофа, 2006. – 252 с
Интернет-ресурсы
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов
2. http://orgchem.ru/chem2/index2.htm Интерактивный мультимедиа учебник «Органическая
химия»
3. http://alhimikov.net/organikbook/menu.html Электронный учебник по органической химии
4. http://orgchem.ru/ Интерактивный учебник Органическая химия
5. http://www.hemi.nsu.ru/ Основы химии. Интернет учебник
7
6.
7.
8.
9.
http://www.chem.msu.su Электронная библиотека учебных материалов по химии
http://himiya-video.com/ Видеоуроки по химии
https://chem-ege.sdamgia.ru/ Решу ЕГЭ
http://www.fipi.ru ФИПИ
8
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет «Мир органических веществ»
Класс 10
Учитель Бондаренко А. Ю.
2023-2024 учебный год
№
урока
Тема
Кол-во часов
по
дано
плану
9
Причина
корректировки
Способ
корректировки